Воспитательная система адаптивной школы  

        Адаптивная школа - социально-педагогическая система со смешанным контингентом  обучающихся, стремящаяся максимально адаптироваться к их индивидуальным особенностям, по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения.
    Цель адаптивной школы - подготовка образованных, физически развитых молодых людей, способных к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в меняющейся социо - культурной и экономической среде.
    Задачи:
1.Создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
2.
Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3.
Обеспечение роста высокопрофессиональных педагогов, сочетающих в себе качества предметника, воспитателя, наставника, друга.
4.
Освоение учителями новых современных методик и технологий.

Принципы:

Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения и воспитания, когда ученик не получает готовое знание, а "открывает" его в процессе собственной деятельности.

Принцип целостного представления о мире означает, что у ученика должно быть сформировано обобщенное целостное представление о мире (природе – обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса (на учебном занятии, при выполнении домашнего задания и во внеурочной деятельности), при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на следующем этапе.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, создание школе и на учебных занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. формирования способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта, к  управлению  переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной  деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, обеспечивающих устойчивость профессиональных намерений и самореализацию в профессиональной деятельности.

Принцип гармонии достигается благодаря рефлексивному управлению  деятельностью субъектов образовательного процесса на всех уровнях, сочетанию методов организации, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля  познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности  обучающихся. 

Школа как часть образовательной среды обеспечивает готовность к дальнейшему развитию, формированию предпрофессиональных намерений, умений и навыков, осознанность выбора профессиональной карьеры на основе следующих принципов: адаптивности, развития, психологической комфортности, целостности образования; формирования потребностей в творчестве и умений творить, перехода от совместной, познавательной деятельности к самостоятельной деятельности; управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

В школе создается разнообразное содержание воспитания и обучения. Целостность содержанию образования придает индивидуальный  учебный план, Программа развития общеучебных умений и навыков  (Л.С. Конева, Н.С.Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Л.А. Шипилина). Реализуется региональный  и школьный компоненты содержания образования, личностно ориентированные технологии  (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, И.С. Якиманская), технологии развития творческого потенциала обучающихся (Г.С. Альтшуллер, И.П.Волков, Е.Л.Яковлева), уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, И.М Чередов).

Интеллектуальное развитие представляет собой формирование у учащихся способности к овладению различными типами мышления.  Содержательной стороной интеллектуального развития является развитие общедуховное, которое включает в себя определенный объем основных научных знаний о мире, себе, людях. Его элементами является гражданско-патриотическое развитие, проявляющееся в способности   оценивать  с общегражданской позиции реальную действительность.

Основными путями интеллектуального развития являются:

- развитие наглядного и словесно-логического мышления  в игровой  и учебно-познавательной деятельности, конструировании;

- использование разнообразных приемов, обеспечивающих практическое овладение  общеинтеллектуальными умениями и навыками.

Воспитание рассматривается как процесс наполнения жизни ребенка высокими ценностными отношениями, направленного восхождения ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества (Н.В. Щуркова  и др.). В рамках целостной воспитательной системы школы детский коллектив рассматривается как механизм, обеспечивающий саморазвитие системы, позволяющий педагогам перейти в управление ею из сферы деятельности в сферу отношений (В.А. Караковский), а коллективное творческое дело, как форму организации общественного творчества  (И.П.Иванов).

Усиление воспитательного воздействия на развитие потребностей в самообразовании, саморазвитии, самореализации участников образовательного процесса связано с развитием семейных форм  воспитания детей, расширением связей с общественностью. Развитие воспитательной системы предполагает интеграцию обучения и воспитания в целостный процесс управления развитием личности, обеспечивающей саморазвитие, самореализацию и самостановление школьника путем приложения к себе  волевых усилий (В.А. Караковский, Л.И. Новикова и др.).

 

Ученик-патриот и гражданин

Задачи воспитания:

- создавать условия для формирования у учащихся правовой культуры, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

- создавать условия для формирования гуманистического мировоззрения учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

- создавать условия для формирования гордости за отечественную историю, народных героев, сохранения исторической памяти поколений в памяти потомков;

- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

Формы внеклассной работы:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

- праздники получения паспорта, дня Конституции;

- интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;

- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

Традиционные мероприятия для учащихся 1-5 классов:

- праздник правовых знаний “Путешествие в страну справедливости”;

- конкурс юных правоведов “Его величество Закон”;

- интерактивные игры по мотивам русских сказок “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”;

- акции милосердия;

- создание картинной галереи славы в классе;

- чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших войну;

- конкурс патриотической песни;

- читательские конференции по книгам детских авторов “Как поступать нельзя”;

- классные часы.

Традиционные мероприятия для учащихся 6-8 классов:

- диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам “Права и обязанности человека и гражданина”, “Свобода и ответственность. Что за этими словами?”, “демократические свобода моей страны”, “Права и обязанности родителей ”, “Гражданские права и уголовная ответственность”, “Я имею право….”, “Как не совершить ошибку?” и т.д.

- конкурс знатоков детективной литературы “По следам Агаты Кристи”;

- конкурс на лучший рассказ на тему “История страны - в судьбах людей”;

- социальные тренинги “Я выбираю профессию”, “Выбор рабочего места” и т.д.;

- встречи с представителями ветеранских организаций, с войнами -  интернационалистами, представителями правоохранительных органов, журналистами и т.д.;

- совместные конференции учащихся, родителей и педагогов “Конфликты и пути их разрешения”.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов:

- походы по местам боевой славы;

- встречи с ветеранами и помощь им;

- конкурсы “Письмо ветерану”, “Военные истории моей семьи”, “В жизни всегда есть место подвигу”, “Боевая и трудовая слава моего дома”, “Отрывной календарь войны”…;

- правовые тренинги;

- встречи с представителями правоохранительных органов “Изучаем право”;

- праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного края;

- круглый стол “От безответственности до преступления один шаг”, “Политические дебаты”;

- ролевая игра “Хочу спросить”, “Мы – будущие избиратели”;

- игра “Турнир знатоков права”, “Поверь в себя”, “Наш адрес - Россия”;

- классный час “»Нет!» - дороге в ад”, “Я имею право”, “Закон и правопорядок”, “Толерантность и мы”, “Государственные символы России”.

 

Ученик  и его нравственность

 Задачи воспитания:

- создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

-  знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

- изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

- развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Формы внеклассной работы:

- спецкурсы по нравственной тематике;

- тематические классные часы;

- тренинги нравственного самосовершенствования;

- театральные и кинопросмотры;

- поисковая работы, создание музеев;

- шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах;

- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди;

- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;

- клубы “Азбука нравственности”, “Нравственные истины”.

Традиционные мероприятия для учащихся 1-5 классов:

- праздники дружбы и товарищества;

- аукцион доброты;

- акции помощи ветеранам, больным людям, детям в детских домах, больницах;

- благотворительные концерты;

- праздник сюрпризов “Для тех,  кто рядом с нами”;

- конкурсы знатоков “О братьях наших меньших”;

-  экскурсии в приюты для собак, зоопарки, конные школы, фермерские хозяйства;

- конкурсы рассказов “Невыдуманные истории о красоте поступков человека”, “Добрые руки человеческой помощи”;

- конкурс знатоков “Страны, люди, герои”;

- конкурс проектов “Я хочу помочь людям”;

- классные часы.

Традиционные мероприятия для учащихся 6-8 классов:

- устный журнал “Я голосую за …”;

- праздник семьи “Всему начало любовь…”;

- конкурс знатоков “Вдохновение” (красивые истории о красивой любви);

- вечер вопросов и ответов “А вы любили?”;

- часы общения “Законы нравственности в мировой памяти”, “Истинная дружба. Рассказы, легенды и живая действительность”, “Жить и быть человеком”, “Гармония мысли и поступка”, “Об ответственности за себя и за других”, “Мы – одноклассники, мы - друзья”, “Как научиться жить без конфликтов”.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов:

- дебаты и дискуссии по нравственной тематике (“Нагорная проповедь – миф или реальность? ”, “Нравственное наследие античных этиков”);

- вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в нравственное развитие общества;

- литературные конференции нравственной тематики для старшеклассников по биографиям выдающихся людей (Л.Толстого, А.Щвейцера, Я.Корчака, А.Беляева и др.);

- классные собрания по итогам четверти, учебного года “О себе вслух и только правду”;

- театрализованное представление “Непростые истины”;

- конкурсы сочинений “Моя нравственная позиция”, “Мой нравственный идеал”;

- праздник “Как на школы именины испекли мы каравай” (акция “Подарок школе своими руками”);

- часы общения “Истинная дружба. Рассказы, легенды и живая действительность”, “Жить и быть человеком”, “Об ответственности за себя и за других”.

Ученик и его интеллектуальные возможности

Задачи воспитания:

- знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;

- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

- поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

- давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;

- разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

Формы внеклассной работы:

- интеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе;

- интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;

- кружки по интересам в классе и школе;

- творческие конкурсы: на лучший сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад. Конференций, конкурсов;

- создание в классах команд и проведение состязаний интеллектуалов “Умники и умницы”, “Что? Где? Когда?”, КВН между командами учителей, учащихся и родителей;

- балы науки в классе и школе;

- состязания изящной словесности;

- интеллектуальные викторины;

- предметные вечера;

- экскурсии в музеи, галереи. Посещение выставок;

- встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками.

Традиционные мероприятия для учащихся 1-5 классов:

- часы общения, беседы “Умная машина – мозг человека”, “О способностях от А до Я”, “Я расту, я умнею”, “Школьные тайны. О школьных успехах моих родителей и обо мне”, “Секреты словарей”;

- конкурсы, праздники, путешествия, конференции, выставки;

- выставки – аукционы “Это сделали мы сами”;

- праздник классных умников;

- конкурс “Интеллектуал года”;

- конкурс на самого читающего человека класса;

- театральное представление “Судьбы гениев”;

- конкурс проектов “Невероятное? Очевидное!”;

- индивидуальная работа с одаренными детьми.

Традиционные мероприятия для учащихся 6-8 классов:

- конкурс “Интеллектуал года”;

- развивать социальный интеллект учащихся, критическое мышление, умение адекватно оценивать себя, свои результаты, находить компромисс в оценке результатов своей деятельности с другими людьми, оценивать свои результаты с проекцией не на “сегодня”, а на “завтра”;

- формировать культуру умственного труда учащихся, практически преодолевать учебные затруднения;

- использовать кружковую и клубную работу для вовлечения учащихся в серьезную и интересную интеллектуальную деятельность;

- обратить особое внимание на вовлечение в эту деятельность учащихся, у которых высокий интеллектуальный потенциал и низкий учебный результат.

- конкурсы на лучшую смекалку, память, внимание, фантазию;

- интерактивные игры;

- тематические, интеллектуальные ринги и дуэли “Белая перчатка”, “К барьеру”, “За гранью возможного”, “Кто кого?..”

- индивидуальная работа с одаренными детьми.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов:

- классный вечер “Ода будущей профессии”;

- школа будущего профессионала “О профессиях от А до Я”;

- дебатные встречи “какой он – профессионал XXI века?”, “Я и моя будущая профессия. Мое мнение и мнение экспертов”;

- часы общения “О лучших людях моей будущей профессии”, “каким должен быть человек моей будущей профессии”, “Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов”, “какие специалисты нужны на рынке труда?” и др.;

- экскурсии на предприятия, учебные заведения, институты для знакомства с профессиями;

- факультативы и кружки развития умственных способностей и социального интеллекта учащихся;

- индивидуальная работа с одаренными детьми.

Ученик и его здоровье

Задачи воспитания:

- знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

- формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;

- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

Формы внеклассной работы:

- беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;

- спортивные конкурсы в классе. Параллели, школе;

- спортивно- исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;

- конкурсы спортивных коллажей, проектов, газет;

- фестивали туристической песни;

- интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;

- научные исследования учащихся по спортивной тематике;

- читательские конференции по спортивной тематике;

- обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме “Спорт”.

Традиционные мероприятия для учащихся 1- 5 классов:

- спортакиады в классах;

- конкурс на лучшего спортсмена в классе;

- театрализованные представления, например. Малые Олимпийские игры;

- школы спортивных рекордов (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями);

- походы выходного дня;

- клуб знакомств “По следам спортивной славы”;

- викторина “Спортсмены и судьбы”;

- интерактивные игры “Азбука здоровья”.

Традиционные мероприятия для учащихся 6-8 классов:

- спортивные шоу;

- рыцарские, спортивные турниры “Древность и современность рядом”;

- школа спортивного болельщика;

- конкурс спортивных агитбригад “Хочешь быть спортсменом отличным? Борись серьезно с вредной привычкой!”;

- конкурс походной песни;

- циклы бесед “Гляжусь в себя как в зеркало…”.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов:

- многодневные походы в конце учебного года;

- конкурс на лучшее исполнение туристской песни;

- защита проектов “Спорт в защиту мира”;

- спортивные вечера “Спортсмены России – посланцы мира”, “Воля к победе  заслуги в спорте”, “Им рукоплескали спортивные арены мира”;

- часы общения старшеклассников- спортсменов и младших школьников “Поговорим о занятиях спортом”;

- спортивные интеллектуальные бои Слабо?”;

- дебаты “Культура и спорт”, “Сила есть, ума не надо”,

- участие в спортивных соревнованиях школы, округа, города;

- диспут по рассказу М.Булгакоа “Морфий”.

 

Общение и досуг ученика

Задачи воспитания:

- формировать у учащихся на всех этапах культуру общения;

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

- развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;

- учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

- оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;

- предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

Формы внеклассной работы:

- дискотеки к праздничным и памятным датам;

-концерты и конкурсы  самодеятельного творчества и искусства;

- чествования спортсменов, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;

- сольные концерты учащихся, выставки картин, коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками;

- конкурсы состязаний талантов;

- чествование именинников, семей, в которых растут таланты.

Традиционные мероприятия для учащихся 1-5 классов:

- праздник взросления;

- праздник искренности и открытости;

- праздник “Здравствуйте, будем знакомиться!” (увлечения детей, родителей, семьи);

- конкурс знатоков традиций своей страны;

- театрализованное представление “Ода речи”;

- праздник именинного сюрприза;

- новогоднее шоу “Века и герои”;

- путешествие в мир музыкальной культуры.

Традиционные мероприятия для учащихся 6-8 классов:

- конкурсы знатоков музыкальных стилей и направлений;

- КВН и брейн - ринг;

- музыкальные вечера;

- предметные вечера;

- фестиваль туристской песни;

- хит-парад любимых певцов, композиторов и песен;

- фестивали песни стран мира;

- тематические часы “Музыкальный Олимп”, “Великая музыка прошлого и современности”, “Быть звездой – значит, каким быть?”, “Быть фанатом звезды – это дань моде или имидж?”, “Как быть интересным в общении?”.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов:

- дебаты “Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной себе и государству?”;

- школа риторики для старшеклассников;

- клуб общения для старшеклассников и их родителей “Ветер перемен”;

- театральный капустник “ Вот как мы живем”;

- выпуск газет и альманахов;

- конкурс песни на школьную тему “Это наша жизнь”;

- танцевальный вечер “ В стиле танго и вальса”;

- конкурс “ Лицо года в летописи школы”.

 

 

 

Ученик и его семья

Задачи воспитания:

- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

- создавать условия для духовного общения детей и родителей;

- создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Формы внеклассной работы:

- тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи;

- праздники семьи;

- спортивные состязания с участием родителей;

- праздники – 8 марта, день защитника Отечества….;

- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

- походы выходного дня, экскурсии, викторины. КВНы  родительско - ученических и семейных команд;

- дни творчества, дни открытых дверей.

Традиционные мероприятия для учащихся 1-5 классов:

- классные родительско – ученические собрания;

- нравственные часы общения и беседы “О взрослых, которые были когда-то детьми”, “Знаменитые фамилии России”, “Из детских дневников разных времен”, “Писатели и поэты о своем детстве”, “Материнская любовь в фильмах и книгах”, “Военные истории о материнской любви и верности”, “Мамины глаза, папина улыбка..”, “Как научиться оправдывать доверие”, “Уроки детства моих родителей”, “Наша родословная”, “Я горжусь своей фамилией”, “Герб моей страны, герб моей семьи”, “Что стоит за словами “Мой дом”, “Достижения и победы моей семьи”, “Я продолжатель традиций семьи, традиций страны”, “Счастливые минуты моего детства”. “Детство близких мне людей”, “Бабушкины рассказы о детстве”.

Традиционные мероприятия для учащихся 6-8 классов:

- классные родительско – ученические собрания;

- тематические конференции родителей и детей “Права и обязанности родителей и детей”, “У опасной черты”, “Отцы и дети: перекличка поколений”, “Как не стать Фомой, не помнящим родства”, “О роскоши человеческого общения..”, “Вглядимся, друг в друга повнимательнее..”, “Опыт родителей – пример для подражания?”, “Слова благодарности и признания…”, “Правовое воспитание в семье”, “О дружбе истинной и мнимой”, “Мальчик – юноша – мужчина. Встреча отцов и сыновей.”

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов:

- игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций;

- читательские конференции по произведениям литературы, предоставляющие возможность постановки и решения нравственных задач семейного воспитания;

- диспуты и дебаты с родителями “ Что важнее в семье – горькая правда или сладкая ложь?”, “Если родители в разводе..”, “ Кого слушать – друзей или родителей?”….

- просмотры научно-популярных и художественных фильмов с последующим обсуждением;

- родительские собрания “ Здравствуйте, будем знакомиться”, “Мир в семье”, “Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника”, “ Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников”, “ Склонности и интересы подростков в выборе профессии”,   Профессиональное самоопределение подростков и т.д.

Hosted by uCoz